Проект "Прошлое Умирает Сегодня" 2013.
Bronica SQ-Ai + 80mm +50mm. + Цифровой проектор.
Kodak Portra 160
В Беларуси массово разрушаются памятники архитектуры. Под реставрацией понимают замену старинных дубовых окон дешевым пластиком и замазывание уникальных фресок слоем вульгарной розовой краски. Люди, которые несут ответственность за наш вкус и вкус наших детей, сами вкуса не имеют и не хотят иметь. Поэтому современные белорусские загородные дома напоминают ящики для обуви, свежеотреставрированные руины Новогрудского замка - дом председателя колхоза, а Мирский замок - домик для Барби.
Одну из брошенных государством усадеб приобрел пенсионер Генрих Третьяк, чтобы восстанавливать ее своими силами, сохраняя историческую идентичность. Я хотел поспособствовать осуществлению его мечты. Чтобы оживить усадьбу, проектором я вернул на ее стены персонажей, живших в начале ХХ века в нашем регионе, и этим показал контраст роскоши прошлого и культурного разрухи настоящего, а также обратил внимание на проблему исторической идентичности, которая теряется в процессе разрушительной «реставрации».
Проекция стала моей интерпретацией возмущения призраков прошлого настоящим. Я хотел, чтобы они светились в пыли, были объемные, жили в своих изувеченных советской властью интерьерах. Как еще было это показать? Изначально я планировал охватить больше усадеб, но возникла техническая проблема - электричество. Поэтому сконцентрировался на одной. Я делал коллажи из старых фотографий людей, которые жили в той эпохе. Менял местами головы, тела, интерьеры. Для меня такая игра была символом потери нашим обществом исторической памяти. В один момент я добился своего: тело Тадеуша Костюшки с приделанной крестьянской головой, спроецированное на фоне колхозного стенда из 70-х «Наши будни», вдруг ожило. Правая нога моего Франкенштейна выступила со стены и приобрела объем, готовясь сделать шаг мне навстречу. Чувствуя мистичность момента, я похолодел, но продолжал снимать, пытаясь не просто спроецировать на стену коллаж, но еще
и оживить его.